Суббота, 27.04.2024, 14:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Поиск

Поделитесь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обратная связь

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Фамилия, имя
Обратный e-mail
Класс
Сообщение
Прикрепить файл (до 9 Мб)
Число на картинке

Альма-матер

Портфолио педагога

Задачи по уравнению реакции

 
Это классика жанра. Уважаемые восьмиклассники, задачи этого типа будут основой для решения более сложных задач в 8, 9, 10, 11 классах. Поэтому надо обязательно их освоить.
 

Алгоритм решения 

1.     Составить уравнение реакции, расставить коэффициенты.

2.    От величин, данных в условии, перейти к молям. (Если дана масса, использовать формулу:  n = m/M  , где М – молярная масса вещества (считается по периодической системе). Если дан объем, используем формулу:  n = V/Vm, где Vm - молярный объем газа, при нормальных условиях он равен 22,4 л/моль)

3.     Подчеркнуть в уравнении реакции вещества, которое дано и которое надо найти.

4.     Над  этими веществами записать количество моль, определенное по условию.

5.     Под  этими веществами записать количество моль по  уравнению реакции (определяется по коэффициентам).

6.     Составить пропорцию и решить ее.

7.     От количества моль перейти к тем величинам, которые надо найти.   

m = nM  (подставляем в эту формулу молярную массу того вещества, которое надо найти).

V = n* 22,4

 

Как работает этот алгоритм, можно увидеть из видео, в создании которого принимали участие ученики 9 В класса (2011/2012 уч. год).

 

 

Пример 1

Вычислите массу соляной кислоты, которая потребуется для растворения 13 г цинка.

 

1.     Составляем уравнение реакции: Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

2.     Вычисляем количество моль цинка. 

М(Zn) = 65 г/моль, n = m/M, n = 13/65 = 0,2 моль.

3.      Подчеркиваем вещество, которое дано – цинк, и которое надо найти – соляную кислоту. Над ними указываем количество моль из условия, под ними – количество моль из уравнения.

0,2       х

Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2

1         2

4.     Составляем пропорцию и решаем ее.    0,2/1  = х/2

 х = 0,4 (моль)

 

5.     Вычисляем массу соляной кислоты:   М(HCl) = 1 + 35,5 = 36,5 г/моль. 

m = nM;       m(HCl) = 0,4 * 36,5 = 14,6 г.    

 

Ответ: m(HCl) = 14,6 г.

 

Пример 2

Вычислите объем водорода, который выделится при взаимодействии алюминия и 9,8 г серной кислоты.

1.      Составляем уравнение реакции: 2 Al+ 3 H2SO4 = Al2 (SO4)3 + 3 H2

2.      Вычисляем количество моль кислоты. 

М(H2SO4) = 1*2 + 32 + 16 * 4 = 98 г/моль,

         n = m/M,    n = 9,8/98 = 0,1 моль.

3.      Подчеркиваем вещество, которое дано – кислоту, и которое надо найти – водород. Над ними указываем количество моль из условия, под ними – количество моль из уравнения.

             0,1                         х

2 Al + 3 H2SO4 = Al2 (SO4)3 + 3 H2

             3                           3

4. Составляем пропорцию и решаем ее.    0,1/3  =   х/3

                                                                     3 х = 0,3      х = 0,1 (моль)

5.      Вычисляем объем водорода:   V = n * 22,4;   V = 0,1 * 22,4 = 2,24 л     

Ответ: 2) = 2,24 л.

 

Готовы пробовать сами?

 

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача 1. При рентгеноскопическом исследовании организма человека применяют так называемые рентгеноконтрастные вещества. Так, перед просвечиванием желудка пациенту дают выпить суспензию труднорастворимого сульфата бария, не пропускающего рентгеновское излучение. Какие количества веществ оксида бария и серной кислоты надо взять для получения 100 г сульфата бария?

 

Задача 2. Антуан-Лоран Лавуазье открыл природу горения различных веществ в кислороде после своего знаменитого двенадцатидневного опыта. В этом опыте он сначала длительное время нагревал в запаянной реторте навеску ртути, а позже (и при более высокой температуре) - образовавшийся на первом этапе опыта оксид ртути(II). При этом выделялся кислород, и Лавуазье стал вместе с Джозефом Пристли и Карлом Шееле первооткрывателем этого важнейшего химического элемента. Рассчитайте количество и объем кислорода (при н.у.), собранный при разложении 108,5 г HgO.

 

Решения задач смотрите здесь

Проверьте себя. 

 

При изучении темы на уроке будут предложены задачи, за которые можно будет получить оценки.